Они поедут в поезде «Дружба»

—  такие сообщения появлялись в «районке» ежегодно с 1973 по 1976 год. Что за поезд такой? Как оказалось, поездка на поезде «Дружба» — это награда Центрального комитета ВЛКСМ лучшим представителям молодежи, победителям социалистического соревнования. В начале 70-х – победителям «Корчагинской вахты».

На днях мы встретились с одним из комсомольцев той поры. Это Александр Николаевич Плюснин. Он родился на юшковской земле и сейчас живет там. На малой родине нашел и свою половинку. Валентина Геннадьевна – воспитатель детского сада. Выросли трое детей, радует маленькая внучка. Александр Николаевич с удовольствием вспоминает юность, впечатления живы. А в семейном альбоме — великое множество фотографий!

— У меня даже посадочный талон сохранился с 1976 года! — улыбается он. – Всех ребят из района, удостоенных такой награды, помню, назову каждого. Василий Юров (тракторист колхоза «Правда»), Владимир Попов (шофер колхоза «Россия»), Владимир Клементьев (тракторист колхоза имени Коминтерна), Иван Малафеевский (тракторист-комбайнер колхоза «Мир»), Николай Коншин (шофер колхоза имени «XXI съезд КПСС», Владимир Шушков (тракторист колхоза «Трактор»), Валентина Кормановская (в настоящее время Собанина) и Витаий Щепеткин («Сельхозхимия»), Виктор Мальцев и Михаил Жданов (трактористы-комбайнеры совхоза «Нюксенский).
Все мы были признаны лучшими по результатам уборочной страды 1976 года. Например, Михаил Жданов убрал на СК-5 265 га зерновых при плане 152, намолотил 400 тонн! Молодые были, работали с удовольствием, интересно было соревноваться, план выполнять и перевыполнять. Холостые, а значит, домой не спешили!  Еще в Городищенской школе я получил права тракториста, работал в «Мире» на комбайне, потом колхоз направил учиться на шофера в Вологду. Полгода учебы, а в мае, это был 1973 год призвали в армию. Через два года вернулся в колхоз. Сначала на «ГАЗ – 69» возил председателя колхоза, а потом получил новенькую «шестьдесят шестую». Как раз уборочная шла. Работали и ночью. До каждого хозяйства доводился план по сдаче зерна государству. Заготконтора была в Нюксенице. А потом государство как бы возвращало зерно. На Костылево, это железнодорожная станция в Архангельской области, приходили вагоны с фуражом, комбикормами, и в очень сжатые сроки нужно было вывести все это в хозяйство. Вся техника была задействована, вплоть до тракторов. Зерно врассыпную в вагонах доставляли, нужно затарить в мешки, погрузить в машины, разгрузить дома. И опять в рейс! Никакого нормированного рабочего дня, перекусил и обратно. Учитывались тонно-километры. Кто больше рейсов сделал, у того лучший результат, тот победитель. У меня в том году выработка составила 15710 тонно/километров. Так соревновались шоферы. Свои условия соцсоревнования были у механизаторов, доярок, работников лесной отрасли и других. Их, кстати, в газете печатали, чтобы было все понятно и честно. Кто-то больше древесины заготовил, у кого-то надои самые высокие. С удовольствием работали, никто нас не подгонял. Какой-то интерес был, да и технику мы тогда, наверное, все очень любили. Зарабатывали? Хорошо, особенно, в страду. Не меньше секретаря райкома, думаю!

— Можете рассказать, где были на поезде «Дружба», что видели?

— Конечно! 12 декабря (нас из всех районов области было около 400 человек) отправились посмотреть восемь городов Советского Союза. В Вологде посетили домик Петра Первого, Софийский собор, дом-музей М.И. Ульяновой, краеведческий музей. На следующий день наш маршрут лежал в город-герой Ленинград. Вместе с нами, нюксянами, в вагоне ехали ребята и девчата из Грязовца и Череповца. Познакомились и подружились быстро. По радио все время транслировалась веселая музыка. А где музыка, там и танцы. Танцевали прямо на перроне вокзала! В Ленинграде возложили цветы на Пискаревском кладбище, побывали в Зимнем Дворце и Петропавловской крепости Следующим городом была Рига. Там посетили мемориальный комплекс Саласпилс, в годы Великой Отечественной войны — концентрационный лагерь, в котором было замучено 54 тысячи человек. Ездили в знаменитый курорт Юрмалу, расположенный на побережье Рижского залива.

Дальше был Минск, мемориальный комплекс Хатынь, Брестская крепость. Город Киев встретил нас теплой, солнечной погодой. Нам даже как-то не верилось, что зима. В Кишиневе состоялась встреча с молодежью республиканского молодежного центра имени Ю.А. Гагарина. Последним городом по маршруту была Одесса. По традиции возложили цветы к вечному огню у могилы Неизвестного матроса, побывали в музее Морского флота, в катакомбах… Замечательная поездка, не забывается.

— И это была реальная награда за труд…

— Да. И мы, кому повезло оказаться в этом числе (отличных комсомольцев были сотни, не десять на весь район!) обещали оказанную нам честь и доверие оправдать работой во втором году десятой пятилетки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *